«В городе на Волге — тишина»
Немного правее батальона капитана Беньяша стояла минометная батарея старшего лейтенанта Бездидько.
Минометчики этой батареи прославились тем, что били по врагу без промаха.
Чего только не предпринимали фашисты, чтобы уничтожить наши минометы: бомбили с самолетов, пытались накрыть позиции смельчаков артиллерией, посылали автоматчиков... Но батарейцы Бездидько все выдержали, выстояли!
А когда в январе 1943 года был дан приказ перейти в наступление, минометчики Бездидько открыли по врагу ураганный огонь.
Залпы гвардейцев были меткими — через полчаса после обстрела противника в позициях была пробита широкая брешь, куда устремились наши танки и пехота.
Фашисты не выдержали и стали стремительно отступать. Нашим бойцам было тяжело преследовать по глубокому снегу быстро отступавшего врага.
Вдруг видят бойцы — впереди рвутся снаряды...
Слышат — гремят танки и катится над степью громкое и грозное «ура!»
«Свои!» — пронеслось радостно по рядам бойцов. — «Свои!» И через час за ложбиной у Мамаева кургана встретили бойцы первый танк, который шел на помощь защитникам города. А вслед за ним двигались и остальные боевые машины армии генерала Чистякова.
За машинами с громким «ура!» наступали пехотинцы — войска 21-й армии. Они соединились с 62-й армией.
Бойцы на радостях обнимали друг друга, прыгали и кувыркались на снегу. Откуда-то появилась гармошка, гармонист растянул меха, заиграл звонко, и пошла по кругу веселая пляска победителей.
Выстояли! Победили! В город на Волге пришла победа. Это произошло 2 февраля 1943 года.
* * *
330 тысяч гитлеровских солдат и офицеров, которыми командовал фельдмаршал Паулюс, оказались в кольце и не могли выйти из окружения. Наше командование предложило окруженным сдаться в плен.
И фельдмаршал Паулюс 31 января, сознавая, что сопротивление бесполезно, несмотря на приказ Гитлера: драться, драться, драться во что бы то ни стало, — капитулировал вместе со своим штабом.
Окруженные дивизии врага сдались в плен.
Еще с утра 2 февраля 1943 года на окраинах города у заводов «Баррикады», тракторного и «Красный Октябрь» отдельные группы гитлеровцев пытались сопротивляться нашим бойцам, но в четыре часа дня в городе на Волге наступила тишина.
* * *
Через развалины разрушенного во время боев города, по его окраинам тянулись и тянулись колонны пленных гитлеровских солдат. Их вели наши бойцы, их вели победители.
А во всем мире стало ясно, что Советский народ, его героическая армия нанесли самое сокрушительное поражение фашистским войскам и в состоянии покончить с гитлеровскими захватчиками.
По всей фашистской Германии был объявлен трехдневный траур.
* * *
Как только наступила в городе тишина, сталинградцы принялись восстанавливать свой почти полностью разрушенный врагом город.
А солдаты-победители продолжали развивать наступление, освобождая от врагов другие города и села нашей Родины.
Путь советских солдат-победителей был в одном направлении — на Берлин!
* * *
На Мамаевом кургане тишина.
Неторопливо поднимаются люди по гранитной лестнице. Людей много.
Идут воины такие же седые, как Ванин дедушка. На солдатских гимнастерках и военных кителях ордена и медали.
Идут молодые — юноши и девушки.
Идут мальчики и девочки с пионерскими галстуками, октябрятскими звездочками...
Идут граждане страны Советов поклониться памяти героев.
* * *
Мамаев курган и его ансамбль-памятник знает весь мир. И нет такого человека на земле, который бы не слышал о Сталинграде, об этой героической высоте — Мамаевом кургане.